Главная страница |   Словарь финансовых терминов |   Услуги банков |   Законодательные акты |   Экономическая литература |   Публикации и статьи
   Про кредиты

Чем грозит просрочка платежа по кредиту?

Берем созаемщика по кредиту

Как избежать проблем при погашении кредита

Как получить кредит без подтверждения дохода

Ответственность поручителя по кредиту

Отличия потребительского кредита и кредитной карты

Мошенничества при получении кредита

Как пользоваться кредитной картой


   Про автокредиты

Новый вид автокредита – «без документов»

Автокредит: особенности погашения

Автокредит по программе BuyBack


   Про биржи

Биржи и принципы биржевой торговли

Основные виды биржевых операций

Работа лондонской биржи металлов

Фондовые биржи

Единый сельско-хозяйственный налог


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.

Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Продовольственный налог сделал свое дело — мы раскрепостили крестьянское хозяйство, дали возможность заинтересоваться крестьянину производством и, с другой стороны, мы постепенно перевели все наше хозяйство на новые рельсы, укрепили денежное обращение, сделали хозяйство товарным.
Наш налоговой аппарат стал гораздо лучше, более гибким и приспособленным к выполнению возложенной на него работы. Вот почему перед нами встал вопрос о дальнейшей реформе нашей налоговой политики в деревне, о переходе к денежной форме налога там, где это выгодно для крестьянского хозяйства и о замене различных форм налогов единой формой налога, поглощающей все другие. На XII съезде Коммунистической партии в 1923 году был поставлен вопрос о замене натурального и других налогов единым сельско - хозяйственным налогом. Резолюция по докладу тов. Каменева, Сокольникова (Наркомфина) и Калинина гласит следующее: „Ввиду начавшегося общего оздоровления хозяйственной жизни Советских Республик, которое выражается и в оживлении и в увеличении товарооборота, партия теперь может и должна сделать следующий шаг в деле расширения для крестьянства возможности свободно распоряжаться продуктами своего труда. Советская власть может и должна — в соответствии с расширением объема рынка —освободить крестьян обязанности вносить свои платежи государству в натуральном виде дать ему возможность вносить часть этих платежей в денежной форме.
Замена части натурального обложения денежным облегчает положение крестьянства и дает выгоду крестьянскому хозяйству не только сокращением издержек по взносу налога, но и тем, что предоставляет крестьянину возможность свободно приноравливаться к рынку, избрать наиболее выгодные культуры, направить свои силы в промысловые занятия и т. д. Вместе с тем эта мера улучшит и общее хозяйственное положение страны, ибо поведет к дальнейшему расширению товарного оборота, послужит путем к ликвидации финансовой разрухи, обеспечит устойчивость денежного обращения. Последнее же совершенно необходимо для развития торговли между городом и деревней, которая невозможна, пока постоянное обесценение денег срывает денежный оборот и препятствует реализации продуктов как сельского хозяйства, так и промышленности. Таким образом, непосредственно облегчая положение крестьянства, эта мера укрепляет все хозяйство страны, что, в свою очередь, поможет крестьянству быстрее выйти из разрухи и нищеты, восстановить свой инвентарь и повысить технический уровень своего хозяйства.
„Кроме перехода от натурального обложения к денежному, Коммунистическая партия, в целях облегчения положения крестьянства, должна провести объединение всех государственных прямых налогов, лежащих на крестьянстве (продналог, подворно - денежный и трудгуж-налог), а равно и всех местных, прямых налогов в единый прямой сельско - хозяйственный налог. Единый сельско - хозяйственный налог должен решительно покончить с множественностью обложения, которая вызывает справедливые жалобы крестьянства и мешает ему твердо подсчитать свои расходы и доходы и в соответствии с этим вести свое хозяйство. Коммунистическая партия должна провести такую систему налогового обложения, которая дала бы возможность крестьянину заранее и твердо знать всю сумму причитающегося с него прямого обложения и иметь дело только с одним сборщиком этого налога.
„Единый сельско - хозяйственный налог должен обеспечить соответствие тяжести обложения каждого хозяйства с размерами его доходов и достатков при помощи учета всех данных, определяющих мощность и платежеспособность хозяйства (количество едоков, количество пашни и сенокосов, количество рабочего и продуктивного скота, среднего размера урожая). Благодаря этому, прямой налог да$т возможность Советской власти наилучшим образом проводить политику ограждения интересов крестьянской бедноты и середняка. Коммунистическая партия должна разъяснить этим слоям деревни все преимущества прямого о ложения, при котором тягота налогов справедливо распределяется между различными слоями деревни сообразно степени их благосостояния и с наибольшей выгодой для бедноты".
В приведенных нами пунктах, очень выпукло подчеркнуто основное значение нового налога и его роль в государственном хозяйстве. Ло этого мало — резолюция указывает еще на то, что при исчислении размеров налога, при установлении денежной и натуральной части его необходимо тщательно оценивать „действительную платежную силу крестьянского хозяйства, как в целом, так и по отдельным районам"; необходимо учитывать, чтобы размеры налога не давили на хозяйство, не разрушали его, не ослабляли интереса к развитию и укреплению хозяйства у его владельца.
10 мая 1923 года был издан декрет о „едином сельско - хозяйственном налоге", который полностью построен на только что проведенных положениях резолюции съезда РКП.
Основные статьи декрета говорят следующее:
1. На население, занимающееся сельско-хозяйственным промыслом, а также на коллективные и советские хозяйства устанавливается на 1923 — 24 год единый сельско - хозяйственный налог взамен налогов, взимаемых в 1922 — 23 г. с населения, занимающегося сельским хозяйством, а именно: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, единовременного налога на восстановление сельского-хозяйства (общегражданского налога) и местных налогов, налагаемых Совнаркомами автономных республик, облисполкомами, губисполкомами и уисполкомами на сельское хозяйство.

Примечание 1. Волостные и сельские сборы могут производиться волостными и сельскими советами только на основании особого положения, точно предусматривающего те потребности волостного и сельского бюджета,, которые могут покрываться местными волостными и сельскими сборами.

Примечание 2. Население, проживающее в городах и ведущее сельское хозяйство на пригородных землях, подлежит обложению сельско -хозяйственным налогом согласно настоящему декрету и не освобождается1 от налогов, падающих на городское население. Пригородные хозяйства, не имеющие посева, но имеющие продуктивный или рабочий скот, облагаются на основании особого положения.

Примечание 3. Промысловая и торговая деятельность сельского населения подлежит установленному на промыслы и торговлю обложению.

Примечание 4. Единый сельско - хозяйственный налог в районах кочевого скотоводства взимается согласно особого декрета.

2. Обложение сельского хозяйства какими - либо дополнительными: налогами, кроме единого сельско - хозяйственного налога волостных и сельских сборов, согласно примечания 1 к ст. 1 — воспрещается под страхом уголовной ответственности.
Налог исчисляется в пуде ржи (ржаная единица) или в пуде пшеницы (пшеничная единица) и взимается либо деньгами, либо натурой. Размер натуральной и денежной части определяется по декрету Наркомфином и Наркомпродом и утверждается Совнаркомом. Декрет точно предусматривает все условия, которые должны быть приняты во внимание при исчислении ставок налога.
При определении размеров налога учитывается: а) количество в хозяйстве пашни и сенокоса; б) количество едоков в хозяйстве; в) количество в хозяйстве взрослого рабочего и взрослого крупного рогатого скота; г) урожайность хлебов и трав на десятину.
В соответствии с этим для определения суммы налога с каждого хозяйства, в зависимости от его мощности и платежеспособности, устанавливаются: а) десять групп хозяйств по количеству пахатно - сенокосной земли на едока в хозяйстве; б) четыре группы хозяйств по количеству голов скота в хозяйстве в переводе на крупный рогатый скот и в) одиннадцать разрядов урожайности, начиная с 25 пудов и менее с десятины, согласно прилагаемой таблицы ставок налога.
К декрету прилагаются таблицы обложения одной десятины пашни и сенокоса в зависимости от урожайности, обеспеченности скотом и т. д. Одновременно декрет устанавливает р,яд льгот для маломощных хозяйств, а также и тех хозяйств, которые особенно следует поощрять в виду их полезности. Соответствующие статьи декрета гласят:
15. В целях поощрения наиболее выгодных для государства культур и улучшенных приемов ведения хозяйства, устанавливаются следующие льготы:
1. Полностью освобождаются от налога площади, занятые: а) культурой семян посевных трав, корнеплодов и улучшенных пород других растений в порядке особых инструкций, издаваемых Комиссариатом Продовольствия, Народным Комиссариатом Финансов и Народным Комиссариатом Земледелия по соглашению; б) посевами хлопка.
2. Площади, занятые посевами, имеющими опытно - показательный характер, принадлежащие опытным селекционным, животноводческим и т. п. станциям, а также опытно - показательные хозяйства сельско - хозяйственных учебных и научных заведений освобождаются от налога,, согласно особого списка, установленного Народным Комиссариатом Продовольствия, Народным Комиссариатом Финансов и Народным Комиссариатом Земледелия по соглашению.
3. Хозяйства, произведшие в 1920—22 г. г. значительные оросительные, осушительные и песчано - овражные работы, освобождаются от 10% налога, падающего на мелиорированную площадь, в порядке инструкции, издаваемой Наркомпродом, Наркомфином по соглашению с Наркомземом. Неудобные земли, не входящие в настоящее время в состав облагаемой площади, в случае их мелиорации, не включаются в обложение в течение трех лет после окончания работы.
4. Хозяйства переселенцев пользуются льготами, указанными гт. ст. 1 и 2 декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 25 июля 1922 года.
Примечание. Льготы по пункту 3 декрета ВЦИК от 25 июля 1922 г. отменяются.
16. целях поднятия сельского хозяйства и поощрения улучшенных хозяйствования, доступных массам крестьянства (ранние пары, под зябь, развитие технических и трудоемких культур, рационалтзация животноводства и т. п.), предоставляется Совнаркомам автономных республик, облисполкомам и губисполкомам по ходатайствам земорганов, премировать, как отдельные коллективы, так и хозяйства волостей, районов и уездов в форме скидки определенного налога, но с таким расчетом, чтобы общая сумма скидки превышала одного процента общей суммы налога. Установление процента и порядок премирования по республикам, областям и губерниям определяются особой инструкцией, составленной Наркомфином, Наркомпродом и Наркомземом.
Также точно устанавливаются льготы для семей красноармейцев (статья 18 декрета).
Декрет предусматривает возможность злоупотреблений и неправильностей и устанавливает определенные меры борьбы (статья 28).
В общем самый декрет о едином сельско - хозяйственном налоге явился по существу важным государственным актом, который внес порядок в нашу сельскую налоговую политику, способствовал укреплению и оздоровлению крестьянского хозяйства.
В настоящее время единый сельско - хозяйственный налог взимается деньгами.
По декрету 7 мая 1925 года порядок взимания сельско - хозяйственного налога изменен, и общая ставка налога понижена до 280 мил. рублей, что дает в общем сельско - хозяственного налога на душу 2 р. 77 к. Другие изменения в порядке взимания налога сводятся к тому, чтобы облегчить тяжесть его на маломощных хозяйствах и перенести на наиболее сильные. Изменен порядок обложения налогом скота, увеличены сроки уплаты налога применительно к условиям реализации урожая в различных республиках.
Вместе с тем внесен ряд изменений в главу о подаче ходатайств и жалоб (глава 8 декрета §§ 42 — 52). Внесенные в настоящем году изменения делают самый закон о налоге более отчетливым и приближают нас к проведению подоходного налога на селе.
Настоящий порядок взимания налога установлен только на 1924 - 25 хозяйственный год и в будущем году будут внесены новые изменения, приближающие нас к наиболее правильным формам взимания налога с сельского населения.

Продолжение книги

Сведения о рынке ипотеки в Нижнем Тагиле, сроки кредитования
   Про ипотеку

Особенности социальной ипотеки

Способы погашения ипотечного кредита

Условия ипотечного кредитования

Причины отказа по ипотечному кредиту


   Про страхование

Страхование загородной недвижимости

Автокредит - экономим на страховке

Cтрахование автотранспорта

Основные ошибки при автостраховке

   Про инвестиции

Инвестиции и критерии оценки их эффективности

Инвестиции в драгоценные металлы

Покупка акций как вариант инвестирования

Облигации как объект инвестирования

Что выбрать - фондовый рынок или недвижимость?


© Копирование материалов данного сайта запрещено